Моцарт. Посвящение в масоны

После значительного успеха «Похищения из Сераля» и женитьбы на Констанции Моцарту необходимо было добиться в Вене твёрдого положения как музыканту и композитору. В те времена, как и сегодня, для этого были необходимы связи: хорошо, что богатые коммерсанты того времени часто выступали в роли меценатов и открывали перед крупными художниками не только двери своих салонов, но зачастую свои сердца и кошельки.

Графиню Тун все считали одной из самых остроумных и приятных женщин Вены тех времён. Дружба, которая связывала Моцарта с ней, распространилась и на её зятя, князя Карла Лихновского. Очень хорошо чувствовал себя Моцарт и в доме знаменитого ботаника Фрайхера фон Жакена, для сына которого, Готфрида, Вольфганг стал старшим товарищем и наставником. Но особо ценные музыкальные идеи приносило общение с бароном Готфридом ван Свитеном, который познакомил его с северонемецкими музыкантами, в первую очередь с Бахом и Генделем. «Господин Гайдн сказал мне: «Говорю Вам перед Богом, как честный человек, Ваш сын — величайший композитор из всех, кого я знаю лично или заочно; у него есть вкус и помимо этого величайшее понимание композиции». (Из письма Леопольда Моцарта своей дочери Наннерль. 16 февраля 1785 г.) В конце XVIII в. в Вене исключительно модно стало масонство: каждый уважающий себя человек вступал в одну из лож, будучи приверженным пяти основным идеалам (свобода, равенство, братство, терпимость и гуманность), и выполнял в кругу своих товарищей по ложе тайные ритуалы. В декабре 1784 г. Моцарт вступил в ложу «За благотворительность» (позднее «Коронованная надежда») и стал частым гостем у братьев «Истинного согласия». Для их собраний он даже создал ряд произведений, говоривших о его духовной близости к масонам.

ВЕНА: ТРИУМФ «ЖЕНИТЬБЫ ФИГАРО»

Живя в Вене на первом этаже в доме на Домгассе, 5 (она же позднее Шулергассе, 8, т. н. «Фигаро-хауз», там сейчас музей Моцарта) и разыскивая подходящее либретто, Моцарт познакомился с придворным поэтом Лоренцо да Понте, который предложил ему создать оперу на основе сюжета комедии Бомарше «Женитьба Фигаро». Замысел был довольно рискованным, поскольку император Иосиф II запретил показ в Венском национальном театре столь успешного в Париже спектакля. Однако постановку оперы «Фигаро» разрешили, так что, хотя и после «на редкость ожесточённых интриг» в период репетиций, 1 мая 1786 г. состоялась её премьера: «Переполненный зал был в таком восторге, что большинство сцен пришлось повторить, поэтому представление длилось вдвое дольше. Все последующие спектакли были встречены зрителями с таким же восхищением. Но теперь интриги завистников и противников расцвели полным цветом. Добились того, что император запретил выкрики на бис — это якобы слишком утомляло певцов. Между спектаклями установили большой промежуток, поэтому, несмотря на огромный успех оперы, в первый год было дано всего девять представлений и триумф не смог утвердиться», — писала газета того времени.

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s