Моцарт. МЕЖДУ «ВОЛШЕБНОЙ ФЛЕЙТОЙ», «РЕКВИЕМОМ» И «МИЛОСЕРДИЕМ ТИТА»

Настал день, когда Эмануэль Шиканедер, директор театра «Фрайхаустеатр» в венском предместье Виден, предложил композитору в качестве либретто многообещающий материал — опера должна называться «Волшебная флейта». Чтобы ничто не отвлекало Моцарта от работы, Шиканедер предоставил в его распоряжение маленький деревянный садовый домик рядом с театром, и Вольфганг тут же с рвением приступил к сочинению оперы. И тут работу в домике прервали два необычных заказа. В июле 1791 г. у Моцарта появился незнакомец. Неизвестный посланник, очень странной наружности, долговязый худой мужчина в сером одеянии принёс анонимное письмо: после комплиментов в отношении творчества Моцарта автор письма задавал вопрос, согласен ли композитор, и если да, то за какую сумму написать реквием и сколько времени ему на это потребуется. Моцарт посоветовался с женой, сказав ей, что готов взять заказ. Констанция согласилась с ним, и Моцарт принял предложение, запросив за работу 50 (по другим источникам 100) дукатов. Связывать себя определённым сроком он не захотел. Посланник вернулся снова и передал Моцарту запрошенную сумму, а также пообещал доплату, как только работа будет завершена. Выбор оркестровки произведения был полностью предоставлен Моцарту; единственное условие: он не должен даже пытаться узнать имя заказчика, поскольку это ему всё равно не удастся.

После смерти Моцарта имя заказчика было раскрыто. Граф Франц фон Вальзегг-Штуппах хотел отметить память своей усопшей 14 февраля 1791 г. супруги Анны Эдле фон Фламмберг и заказал «Реквием» через своего управляющего Лойтгеба. Граф хотел, чтобы его считали композитором, и заказывал квартеты у различных композиторов, всегда анонимно и за крупные суммы, сам их переписывал и давал задание переписчикам расписать отдельные партии. Так объясняется загадочный заказ «Реквиема». Моцарт ещё не успел включиться в работу, когда в середине августа получил новый заказ, не терпящий отсрочки: написать оперу к предстоящей в Праге коронации Леопольда II императором Богемии. Тут ещё раз принесло плоды то большое признание, которым Моцарт пользовался у пражан. По рекомендации Д. Гуардазони, театрального импресарио в Праге, чехи сделали композитору заказ на основе выбранного ими либретто «Милосердие Тита». Его сочинитель Метастазио нередко писал свои произведения к торжественному принесению присяги на верность тому или иному правителю. Разумеется, требовалось всё срочно, поскольку по непонятным причинам заказ пришёл к Моцарту с очень большим опозданием (вероятно, сначала Гуардазони пытался привлечь к выполнению этого заказа Сальери), а коронация была назначена на 6 сентября 1791 г., так что на работу оставалось всего пара недель.

После самых необходимых приготовлений Моцарт отправился в Прагу, взяв с собой и Констанцию. Когда супруги и Франц Ксавер Зюсмайр (любимый ученик Моцарта, завершивший «Реквием», в будущем сам успешный композитор) садились в экипаж, перед ними опять возник неизвестный посланник, стал теребить Констанцию за платье и спрашивать, что же будет с «Реквиемом». Моцарт попросил прошения за вынужденный отъезд и за то, что не смог оповестить об этом заказчика, но пообещал взяться за «Реквием» сразу же после возвращения в Вену, если ему предоставят дополнительный срок, и посланник согласился.
Ещё в дороге Моцарт начал работу над оперой, в карете делал наброски, а вечерами в гостинице и на вилле у Душеков в Бертрамке писал партитуру. По правде говоря, успех оперы был невелик. Императрица назвала музыку «porcheria tedesca» — «немецким свинством», да и публике опера не очень понравилась. Друзья Моцарта объяснили это общей пафосной атмосферой торжеств, которая помешала присутствующим вслушаться в прекрасную музыку. То была первая неудача Моцарта в Праге, с которой его не мог примирить даже гонорар в 200 дукатов. К тому же он ехал в Прагу уже больным. В любом случае обстановка в Праге была не такой, как в прошлый приезд в 1787 г. Напряжённая работа и неудача ухудшили состояние Моцарта. «Он был бледен, выражение лица было печальным, однако его живой юмор по-прежнему проявлялся в весёлых шутках в кругу друзей». И когда в середине сентября приблизился срок его прощания с пражскими друзьями, Моцарт прослезился: он словно чувствовал, что это их последнее свидание.

Разочарованный и смертельно усталый вернулся Моцарт в середине сентября 1791 года в Вену, чтобы вновь приступить к работе над «Волшебной флейтой» и «Реквиемом». Работа над оперой была закончена 28 сентября увертюрой и маршем священников, и после многочисленных репетиций, которыми руководил молодой капельмейстер Хеннеберг, 30 сентября в театре Шиканедера в Видене состоялась её премьера. Моцарт сам дирижировал, сидя за роялем, в то время как Зюсмайр переворачивал ноты.

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s