Вслед за Моцартом (часть 4)

ОПЕРА ДЛЯ МЮНХЕНСКОГО КАРНАВАЛА И «ПОХИЩЕНИЕ ИЗ СЕРАЛЯ»

Летом 1780 г. серые будни захолустья вновь нарушаются праздником жизни: Моцарту предстоит написать большую оперу для мюнхенского карнавала 1781 г. Началась работа над большим драматическим произведением «Идоменеи, царь критский». Можно представить себе, как после почти двухлетней зальцбургской изоляции Моцарт с 6 ноября в Мюнхене снова возродился к жизни. В его распоряжении оказался симфонический оркестр, который он так ценил, будучи в Мангейме.

Его неверная подруга Алоизия давно поёт к тому времени в Венской опере, поэтому Вольфгангу ничто не напоминает о потере возлюбленной. Повсюду, включая двор и аристократию, ему высказывали глубочайшее почтение.

Предоставленный всего на шесть недель отпуск Вольфганг вполне мог продлить, поскольку архиепископ из-за смерти императрицы Марии Терезии, наступившей 29 ноября 1780 г., был вынужден на длительное время отправиться в Вену. Вольфганг воспользовался этим временем и попытался подыскать себе должность в Мюнхене. Всё это время он жил на частной квартире на втором этаже в доме у господина Фиата на улице Бурггассе, 6 (дом разрушен во время войны).

29 января 1781 г. в мюнхенском «Резиденцтеатре» состоялась премьера оперы Моцарта «Идоменеи, царь Критский». Публика была в восхищении. Но предоставленный Моцарту отпуск уже давно закончился, и разгневанный архиепископ потребовал немедленного приезда строптивого концертмейстера в Вену, где он должен был находиться в услужении своего господина. Вскоре положение усложняется: архиепископ обращается с Вольфгангом пренебрежительно и не предоставляет ему никакой свободы для проведения публичных концертов. Когда архиепископ Коллоредо во время встречи в мае 1781 г. называет своего «слугу» «безалаберным парнем, негодяем и бездельником», Моцарт во второй раз в резкой форме подаёт прошение об отставке. В легенду вошёл пинок, которым камердинер архиепископа, граф Арко, выдворил Моцарта за дверь. Отец в Зальцбурге негодует, но Моцарт наконец становится свободным человеком. Тем временем в Зальцбург приходит весна, и знатные семьи переезжают в свои загородные имения, а значит, публичными концертами денег больше не заработаешь. На первых порах Моцарту приходится довольствоваться частными уроками. Но тут двадцатипятилетний музыкант получает от императора Иосифа II заказ на создание немецкого зингшпиля (буквально: «игра с пением», от singen «петь» и Spiel—«игра» — музыкально-драматический жанр, распространённый в Германии и Австрии во второй половине XVIII и начале XIX в.). Приходится преодолеть множество трудностей с либретто и интриг завистников, прежде чем 16 июля 1782 г. в венском театре «Бургтеатр» состоится премьера оперы «Похищение из Сераля». «Слишком много нот, дорогой Моцарт!» — выносит свой вердикт император, однако оперу до конца года дают ещё 14 раз!

ЖЕНЩИНА НА ВСЮ ОСТАВШУЮСЯ ЖИЗНЬ

После разрыва с архиепископом Моцарт жил у вдовы Цецилии Вебер, переехавшей вместе с дочерьми Йозефой, Констанцией и Софи в Вену и окружившей композитора заботой. Юному композитору не приходилось в столь ответственный период репетиций «Похищения из Сераля» отвлекаться на обременительные будничные заботы. Отцу не нравилась такая ситуация, и он требовал, чтобы сын немедленно съехал. Письмо Вольфганга от 15 декабря 1781 г. в конце концов подтвердило все мрачные опасения отца: «Дорогой отец! Вы требуете от меня объяснения слов, написанных в конце моего последнего письма! О, с какой радостью я недавно раскрыл бы перед Вами моё сердце; но возможный упрёк в том, что я думаю о подобном в неподходящее время, остановил меня — хотя думать никогда не может быть в неподходящее время. Между тем я стремлюсь к тому, чтобы иметь здесь поменьше определённости — тогда при помощи неопределённого тут очень хорошо жить — и затем — жениться! Вас пугает эта мысль? Но я прошу Вас, любимый, самый лучший отец, выслушайте меня! Кто же стал объектом моей любви? Не пугайтесь, пожалуйста, очень прошу Вас. — Но ведь не одна из Веберш? — Да, одна из Веберш — но не Йозефа, не Софи, а Констанция, средняя из сестёр».

4 августа 1782 г. в венском соборе Св. Стефана состоялось бракосочетание, которое организовала для молодых баронесса фон Вальдштедтен, покровительница Моцарта. Днём раньше был подписан брачный договор. На следующий день после бракосочетания последовало отцовское благословение и поздравительное письмо от сестры Наннерль. В письме отцу от 7 августа Вольфганг высказал радость, ведь «теперь Констанция его настоящая жена», и описывает свадебное торжество: «Когда мы были соединены, как моя жена, так и я прослезились. Все, даже священник, были настолько растроганы, что тоже прослезились, поскольку они стали свидетелями волнения наших сердец. Наше праздничное торжество состояло из ужина, который устроила в нашу честь госпожа баронесса фон Вальдштедтен и который в действительности был скорее княжеским, чем баронским. Теперь моя любимая Констанция в сто раз больше разуется поездке в Зальцбург! И держу пари, вы порадуетесь моему счастью, когда познакомитесь с ней».

Супруги въехали в небольшую квартиру на третьем этаже дома «У красной сабли» на улице Хоэ Брюкке, 387 — в тот же самый дом, в котором Вольфганг жил вместе со своими родителями. Но здесь супруги прожили только до осени 1782 г. В период с 1782 по 1791 г. Моцарты сменили двенадцать квартир.

ТРАГЕДИЯ: СМЕРТЬ ДЕТЕЙ

Констанция в браке с Вольфгангом Амадеем Моцартом родила шестерых детей. Раймунд Леопольд родился летом 1783 г., но счастье молодых родителей продлилось меньше двух месяцев: первый ребёнок умер.

В следующем году родился Карл Томас. Позже, после смерти своего отца, он рос в Праге у Франца Ксавера Нимечека, впоследствии первого биографа Моцарта, учился музыке в Милане, но прекратил обучение и посвятил себя карьере служащего и переводчика, скончался он в 1858 г. в Милане. Третий ребёнок, которого чета Моцартов держала на руках в 1786 г., Иоганн Томас Леопольд, прожил один месяц, а его сестра Терезия Мария Анна, родившаяся в следующем году, — всего полгода. Трудно даже представить, как пережили родители эти потери; как Моцарт, вопреки всему, неистово сочинял музыку, чтобы прокормить свою маленькую семью.

У Моцартов рождается ещё одна девочка, но маленькая Анна Мария умирает в день своего появления на свет в ноябре 1789 г. Помимо Карла Томаса только последний ребёнок Вольфганга Амадея и Констанции достигает зрелого возраста: Франц Ксавер Вольфганг рождается 26 июля 1791 г., примерно за полгода до смерти своего отца. С раннего возраста мать видит его призвание к музыке, так что впоследствии он зарабатывает на жизнь как пианист, педагог и композитор. После многих лет, проведённых в Лемберге (Львове), он возвращается в Вену, а в 1844 г. умирает в Карловых Варах, где и похоронен.

Ни один из сыновей Моцарта не был женат и не оставил после себя детей, так что прямая линия потомков композитора оборвалась в середине XIX в.

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s