Вслед за Моцартом (часть 3)

ОСТАНОВКА В ВЕНЕ. ЭПИДЕМИЯ ОСПЫ

В сентябре 1767 г. семья Моцартов во второй раз отправилась в Вену, где предстояли торжества по случаю бракосочетания короля Неаполя с Марией Каролиной Австрийской. Отец надеялся, что снова сможет представить сына венской публике. Но едва они въехали в город, как счастье отвернулось от них. За исключением нескольких счастливых моментов над искусством Моцарта больше не светит счастливая звезда. В Вене, не исключая даже императорский двор, свирепствовала оспа, и хотя отец с детьми бежит от неё в Ольмюц, они всё же умудрились подхватить инфекцию. Маленького Вольфганга болезнь поразила столь серьёзно, что на девять дней он потерял зрение. Семья остановилась в гостинице «Чёрный орёл», в самой плохой и влажной комнате. (Сегодня об этом напоминает мемориальная дощечка.) Всю ночь мальчик проводит в бреду, оспины вылезают повсюду на теле, отец пытается применять для присыпки чёрный порох.

На следующий день они перебираются в две лучшие комнаты. Состояние Вольфганга ухудшается, температура растёт, у него начинаются бред и галлюцинации.

Семью приглашает к себе настоятель собора в Ольмюце, ректор университета граф Антон де Паула Подстатски фон Прузиновиц. О юном Моцарте заботится лейб-медик Йозеф Вольф. Он усиливает дозы лекарств, когда становится очевидно, что болезнь прогрессирует.

Они провели в этом гостеприимном доме и те долгие недели, когда уже выздоровевший Вольфганг должен был щадить глаза. Ожидая, когда поправится и заболевшая Наннерль, Вольфганг много гулял у монастыря Храдиш.

Когда в январе 1768 г. Моцарты вновь приехали в Вену, то столкнулись с тем, что по сравнению с их последним пребыванием в этом городе ситуация сильно изменилась. После кончины своего супруга императрица Мария Терезия перестала посещать театр и музыкальные представления, а император Иосиф ввиду серьёзных жертв в период Семилетней войны наложил режим строжайшей экономии на содержание двора.

В итоге Моцарты всё же получили свидетельство признания: император Иосиф II предложил двенадцатилетнему мальчику написать оперу. Так была создана «Мнимая простушка», но интриги злопыхательствующих завистников помешали постановке этой оперы в Вене. Однако Моцарту позволили дирижировать мессой, написанной им по случаю освящения церкви Рождества Девы Марии при доме сирот. После возвращения в родной Зальцбург в начале января 1769 г. начинается спокойный год, заполненный учёбой, по истечении которой архиепископ назначает юного Моцарта третьим концертмейстером.

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ИТАЛИИ: В ЦАРСТВЕ МУЗЫКИ

Но новому концертмейстеру долго не сидится в надоевшем Зальцбурге. Тяга к дальним странствиям навсегда овладела его душой. Ещё до окончания

1769 г. отец и сын принимают решение отправиться в Италию. Эта поездка в страну оперы превращается в подлинный триумф юного Моцарта. Уже в Милане, куда Леопольд с Вольфгангом приезжают 23 января

1770 г. после двухдневного пребывания в Кремоне, поступает заказ на оперу. На концертах Вольфганга церкви и театры в Парме, Болонье и Флоренции переполнены, двор в Неаполе пребывает в полном восхищении от выступлений юного музыканта, в Риме папа награждает его рыцарским крестом Золотой шпоры, а по возвращении в Болонью его принимают в Филармоническую академию, разумеется, после успешной сдачи письменных экзаменов. Наступает время вернуться в Милан, чтобы завершить заказанную ему оперу «Митридат, царь понтийский».

«Моё сердце ликует от радости, ведь в этой поездке мне так весело… наш кучер — очень любезный парень, который, если того хоть немного позволяет дорога, мчит во весь дух…» (Из приписки Моцарта к письму матери, написанному отцом 14.12.1769 г.) Однако семейство само себе усложнило задачу уже одним тем, что прибыло в Милан с опозданием, оставив ему минимальное время для сочинительства. Отец следил за тем, чтобы мальчик по возможности берёг свои силы: без особой на то необходимости не работал после еды, а шёл с отцом на прогулку. Духовное напряжение при выполнении подобного заказа настраивало Вольфганга на серьёзный лад. Он снова напоминает матери и сестре о необходимости прилежно молиться, «чтобы опера складывалась хорошо и потом мы снова оказались все вместе и были счастливы». Одновременно Леопольд попросил друзей в Зальцбурге сделать доброе дело: писать Вольфгангу весёлые, шутливые письма для поднятия настроения.

Казалось, фортуна наконец повернулась к Моцартам лицом. Репетиции начались весьма удачно: даже переписчик нот так хорошо справился со своим делом, что на репетиции речитатива была обнаружена лишь одна ошибка, зато все певцы выступали просто превосходно. Оркестранты тоже были довольны предстоящей работой. Самые известные музыканты — Фиорони, Саммартини, Лампуньяни, Коломбо — высоко оценили оперу. Поэтому ещё до представления стало ясно, что спектакль ожидает удача. Премьера оперы состоялась в Милане 26 декабря 1770 г. в театре герцогского дворца под управлением Вольфганга. Результат превзошёл все ожидания. После каждой арии раздавались бурные аплодисменты и возгласы: «Да здравствует маэстро! Да здравствует маленький маэстро!» Оперу давали целых двадцать раз в переполненных залах, в сопровождении всё тех же несмолкающих аплодисментов. «Залы были полны ежедневно», — занёс в дневник отец.

В августе 1771 г., слегка передохнув от успешных гастролей, отец и сын во второй раз отправились в Италию, и снова в Милан. По случаю помолвки эрцгерцога Фердинанда с богатой наследной принцессой Беатриче Моденской должна была исполняться «театральная серенада» Моцарта «Асканий в Альбе». Она прошла с ошеломляющим триумфом. Её премьера состоялась 17 октября всё в том же герцогском дворце. Люди стояли на улице плотной толпой и громко аплодировали, выкрикивая комплименты.

30 ноября герцог удостоил зальцбургцев аудиенции, однако в те же дни Моцарт получил и иного рода сильнейшее впечатление, лицезрея казнь четырёх преступников на ратушной площади Милана, о чём не преминул написать сестре. В ноябре следующего года Леопольд и Вольфганг Моцарты снова приезжают в Милан, где на рождество состоялась премьера оперы «Луций Сулла», написанной Вольфгангом всего за несколько недель.

Несмотря на не столь блестящую премьеру, новое произведение тоже можно было причислить к успехам, и это питало чаяния отца: может быть, сыну удастся найти при итальянском дворе достойную должность? Но счастье не может быть вечным, надежды на новую работу рушатся — это пребывание станет последней поездкой Моцарта в Милан и вообще в Италию.

За это время меняется ситуация в Зальцбурге: после смерти архиепископа Сигизмунда фон Шраттенбаха в декабре 1771 г. при новом архиепископе графе Иерониме фон Коллоредо царят строгие порядки. Вольфганг и его отец весной 1773 г. оказываются лицом к лицу с новыми суровыми реалиями.

ВОН ИЗ ЗАЛЬЦБУРГА!

Стены провинциального города действовали угнетающе. И если отец ещё был готов, хотя и против своей воли, вписаться в существующий уклад, сыну стены родного Зальцбурга всё больше казались крепостными стенами, из которых обязательно следовало вырваться.

И тут снова забрезжила возможность бегства. Курфюрст Максимилиан III отдал распоряжение создать к карнавалу 1775 г. в Мюнхене комическую оперу. В этом случае зальцбургский архиепископ, разумеется, был не вправе отказать семье Моцартов в отпуске, необходимом для создания столь сложного произведения.
Итак, 6 декабря 1774 г. отец и сын отправились в Мюнхен, где их встретили с распростёртыми объятиями. Они жили в доме каноника Йохана Непомука фон Перната в доме 4 по Фрауэнплац, где сегодня располагается южное крыло женской церкви. Тот же Пернат устраивал Моцарту в церквях Мюнхена премьеры его церковных сочинений. Вольфганг воспользовался благоприятной музыкальной средой для создания более возвышенного трёхактного творения «Мнимая садовница», чем это было принято в комической опере. Вскоре, как пишет отец, все музыканты оркестра уверяли, что «они не слышали более прекрасной музыки, в которой восхитительны все арии». Представление оперы, состоявшееся 13 января 1775 г. в старом театре «Сальватор», подтвердило это впечатление, ибо его сопровождал огромный успех, в котором принимал живое участие и двор. «После каждой арии раздавался шквал аплодисментов», — отмечали очевидцы.

Устроить премьеру Моцартам помог винный фабрикант Франц Йозеф Альберт в гостинице «У чёрного орла», что на Кауфингергассе, 19 (сегодня д. 23). Сейчас здесь расположен зеркальный танцзал, где часто проходят престижные концерты. Альберт считался известной личностью в Мюнхене, а для Моцарта был честным человеком и хорошим другом. Однако горечь отрезвления, постигшего их на родине, была сильнее радости триумфа на чужбине. Вместо признания 21-летнего Моцарта ожидают в Зальцбурге уныние, полное отсутствие свободы и немилость властей. И когда отцу и сыну летом 1777 г. после долгих лет обид и унижений снова отказали в отпуске, чаша терпения Вольфганга переполняется: он подал прошение об отставке. Разгневанный архиепископ уволил его со службы, отец тоже чуть было не лишился должности. Но для Вольфганга важно было только одно: теперь он свободен, может отправиться в большой мир и исполнять милую его сердцу музыку.

ОСТАНОВКА ПО ПУТИ В ПАРИЖ

На рассвете 23 сентября 1777 г. Вольфганг с матерью садятся в ожидающую их карету, которая должна доставить путешественников в Париж. Кучер взмахнул кнутом, лошади тронулись, и вскоре раздалось громыхание колёс по булыжной мостовой. Для Моцарта началось очередное приключение, а его мать уже никогда не увидит Зальцбург… Отец, который до последней минуты старался по-мужски подавить боль расставания и поэтому даже забыл дать сыну своё родительское благословение, был безутешен, он без сил упал в кресло. Наннерль не могла подавить рыданий и успокоилась лишь к вечеру, когда отец и дочь попытались отвлечься за карточной партией.

А Вольфганг этим осенним утром пребывал в счастливейшем настроении. Душа 22-летнего юноши освободилась от зальцбургского кошмара, это помогло перенести расставание с отцом и сестрой, а предостережения и напутствия отца постепенно стёрлись в памяти.

Первая остановка в пути—давно знакомый Мюнхен. Мать с сыном остановились «У чёрного орла» на втором этаже. В театре «Сальватор» 26 сентября Моцарт смотрит пятиактовую комедийную пьесу Г. В. Гроссмана «Генриетта, или Она уже замужем». Местная знать хоть и высоко ценила уникальное мастерство молодого музыканта, но штатной должности ему никто не предложил: курфюрст Максимилиан III — ярый приверженец неаполитанской оперы — к музыке Моцарта был равнодушен. К тому же место капель- или концертмейстера не вакантно. Разговор с курфюрстом проходит в крохотной комнатушке, служащей картинной галереей. До отъезда в начале октября Моцарт трижды играет в доме графов Салернов. Он стоял на месте дома 45 на сегодняшней Театинерштрассе, угол Перузаштрассе, 4, там, где сегодня остановка трамвая. Дальнейший путь вёл в Аугсбург, где он с матерью провёл первую ночь в гостинице «У белого ягнёнка», пользовавшуюся популярностью у местных купцов. Однако и здесь дела складываются не лучше — пребывание в городе, где родился его отец, приобрело для Вольфганга смысл только благодаря двухнедельному весёлому времяпрепровождению с его «кузиночкой» Марией Анной Теклой. Конечно, здесь он дал несколько платных концертов, но штатную работу не предложили, даже несмотря на усилия влиятельного дяди Алоиза. И 26 октября карета вновь отправилась в путь — впереди был Мангейм, считавшийся в те времена одним из важнейших музыкальных центров немецких земель.

ПЕРВАЯ ЛЮБОВЬ В ГОРОДЕ МУЗЫКИ МАНГЕЙМЕ

30 октября 1777 г. около 18 часов Моцарт с матерью прибывают в Мангейм и располагаются в гостинице «Пфельцишенхоф». Уже на следующий день он навещает местных музыкантов, и те устраивают ему множество выступлений. Но, несмотря на все усилия, Моцарту и в Мангейме не удаётся занять должность капельмейстера. Но уезжать оттуда он не намерен ни в коем случае — причиной тому знакомство в январе 1778 г. с Веберами, в семье которых четыре дочери: Иозефа, Алоизия (которую все называли Луизой), Констанция и Софи: «У него [Фридолина Вебера] есть дочь, которая превосходно поёт, у неё красивый и чистый голос, и ей всего 15 лет…» Девушка обещает стать красавицей, у неё удивительное музыкальное дарование, и было бы странно, если бы сердце Вольфганга не дрогнуло. Для отца же эти сообщения имели угрожающий оттенок—необходимо было быстро и решительно вмешаться. «Твоё письмо от 4-го [февраля 1778 г.] я прочитал с удивлением и испугом. Сегодня, 11-го, я начну мой ответ, но поскольку не спал всю ночь, я совершенно измучен и поэтому буду медленно подбирать слова и дописывать письмо постепенно. Твоё предложение (я просто не могу писать, когда думаю об этом), предложение отправиться в путешествие с господином Вебером и его двумя дочерьми чуть было не лишило меня рассудка. Дражайший сын! Как мог ты допустить, чтобы столь ужасная, внушённая тебе мысль могла завладеть тобой даже на час! Твоё письмо написано, словно роман. Уезжай в Париж, и поскорее, общайся с великими мира сего — aut Caesar aut nihil».(«Или Цезарь, или ничто!»)

ИСПЫТАНИЕ В ПАРИЖЕ

Попрощавшись с друзьями в Мангейме и 14 марта покинув его, сын с матерью уже 23 марта 1778 г. въехали в город на Сене и поселились в доме аугсбург-ского торговца герра Майера на улице Бур-Аббе. Это было далековато от центра, и поездки на извозчике опустошают кошелёк. К тому же в доме нет пианино, и Моцарт вынужден ходить домой к директору концертного зала Жозефу Легро. Он пытается обратиться к своим старым связям, получить заказы на сочинительство или, быть может, наконец-то получить долгожданную должность. В это время семейство Моцарта постиг тяжёлый удар. Вскоре после приезда в Париж его мать начала болеть. Ещё в мае она проболела три недели и думала после выздоровления снять другую квартиру с собственной кухней. Но уже в июне она снова занемогла; пришлось сделать кровопускание, и потом она сама написала мужу, что, несмотря на боли в руке и глазах, чувствует себя здоровой. Но вскоре после этого её состояние ухудшилось. После двух недель, которые Вольфганг провёл у постели больной матери, вечером 3 июля 1778 г. она тихо скончалась у него на руках. Моцарт похоронил её на кладбище Сент-Эсташ.

Чтобы как-то подготовить отца к страшному известию, Моцарт написал ему о серьёзной болезни матери и одновременно сообщил близкому другу теологу Й. Буллингеру всю правду и попросил того как можно деликатнее сообщить об этом отцу. Спустя несколько дней он напишет отцу подробное письмо, стараясь его утешить и успокоить детальным описанием своего положения. По письмам видно, как трогательно Вольфганг, приводя подробные отчёты о своих делах, старается сгладить его печаль. Все небольшие размолвки остались в прошлом, и даже его почерк, за небрежность которого его корил отец, стал значительно аккуратнее.

Париж на этот раз совершенно не оправдал надежд двадцатидвухлетнего Моцарта. Теперь он был предоставлен самому себе, и отец, которого не устраивает такое положение дел, торопил сына с возвращением в Зальцбург. И действительно, осенью 1778 г. Вольфганг решился покинуть столицу Франции, где ему не приходится ни на что рассчитывать. Домой, в Зальцбург, но не сразу! Если есть хоть малейшая возможность снова увидеть возлюбленную Алоизию, которая за это время вместе с семьёй последовала за мангеймским двором в Мюнхен, то отчего не воспользоваться ей?

МОЦАРТ ПОКИДАЕТ ПАРИЖ
26 сентября 1778 г. Моцарт покидает Париж. В предвкушении тёплой встречи он спешит навстречу к любимому человеку. Но увы, холодной и неприветливой предстаёт в Мюнхене Алоизия перед бедным молодым музыкантом. Теперь, когда сложилась её карьера певицы, она и не думает о том, чтобы связать с ним свою судьбу, и только посмеивается над ним и его красным камзолом. Такой приём обидел Вольфганга, но он сохраняет спокойствие. Ему страшно возвращаться к овдовевшему отцу. Его лучший друг с мюнхенских времён, Иоганн Батист Бекке, не может сопровождать Моцарта в Зальцбург, хотя тот умоляет его об этом. Но отправиться в одиночку измученный юноша всё же не отваживается и поэтому ищет утешения у своей кузины из Аугсбурга, которая тут же приезжает в Мюнхен для того, чтобы утешить и защитить больше не принадлежащего ей юношу. В то же время Леопольд, судя по всему, ожидал, что его сын приведёт в дом в качестве жены свою кузину, которая была моложе Вольфганга на два с половиной года. Вольфгангу же такое даже в голову не приходило. Наконец в январе 1779 г. в сопровождении своей кузины Моцарт возвращается в Зальцбург, где его гостеприимно встречает отец. Юноше даже удаётся снова поступить на верноподданную службу к архиепископу фон Коллоредо, хотя Моцарту такая перспектива вовсе не представляется заманчивой. Как капельмейстеру Моцарту работы нет, но как придворному и церковному органисту её вполне достаточно. Вроде бы жизнь устраивается.

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s